Мурка в языке и фольклоре. Морозова Виктория, ученица 5 класса, 2012

Введение Вокруг нас живет много разных животных, а я очень люблю кошек. В нашем доме кошек нет, но когда я прихожу к своей подруге, то играю с кошкой, которую зовут Мурка. Мне нравится эта кличка, и я захотела побольше узнать об этой кличке. Мне интересно узнать об этом слове как можно больше. В нашей школе ученики уже исследовали клички кошек, и я познакомилась с их работами. Оказалось, что ни Катаева Марина в 2001 году, ни Карелина Елена в 2009 не встретили кличку Мурка, о ней в их работах не сказано. Это стало еще одной причиной, по которой я решила изучать кличку Мурка. Целью моей работы стало выяснение происхождения и использования в русском языке слова Мурка. Для достижения этой цели мы поставили задачи: • Изучить имеющуюся литературу о кличках кошек • Рассмотреть бытование данного слова в словарях • Определить использование слова в других сферах языка Библиотеки, интернет, родители, учитель помогали мне в моей работе. Прочитав работу Карелиной Елены, ученицы нашей школы, я узнала, что наука, изучающая собственные названия – это ономастика, а клички животных – зоонимы. Таким образом, можно сказать, что я изучаю зооним Мурка. Слово мурка живёт в словарях. Словарей очень много. Мы посмотрели словари в школьной библиотеке, дома, в интернете. Словари В словаре синонимов мы читаем, что Мурка - это имя существительное. В синонимы (3) клички, (34) кошка, (134) усатый Друг . Словарь синоним. Толковый словарь русского языка сообщает нам: Мурка-имя женское разговорное, кошка по распространённой кличке. Орфографический словарь показывает, как правильно писать это слово в единственном и множественном числе. Мурка-и. р. Мн. Мурок кличка имя. В толковом словаре русского языка Ефремовой мы видим два значения этого слова: I. ж. кличка кошки II. ж. разговорное, женское имя. В книге «Толковый словарь» Ожегов мы тоже читаем : Мурка- мурка и. ж. разговорный , кошка по распространённой кличке. Таким образом, можно сказать, что эта слово может быть собственным именем существительным и обозначать кличку кошки или женское имя, а может быть и нарицательным. В этом случае оно обозначает собственно просто кошку как животное. В одной из статей мы читаем, что «Мурка может быть равно как домашней, так и бездомной кошкой. Она - лидер по беспородности среди кошек, чаще других бывает неухоженной и грязной, скорее худая, нежели толстая. При этом она красивая, изящная, грациозная. Что касается шерсти, то равное количество респондентов считают ее короткошерстной и пушистой. По размеру Мурка бывает только маленькой. Она самая ласковая из всех животных и больше всех мурлыкает. Некоторые считают ее умной и никто - глупой. Многие указывали на то, что Мурка - гулена, вечно беременная, плодовитая». Слово «мурка» имеет и другое значение, отличающееся от тех, которые мы нашли в словарях. В этом значении оно встречается в Большом словаре русских поговорок: 1 значение - Мурка-жарить вжаривать вжарить мурку (по мурке) – говорить на жаргоне . А жаргон – это речь некой социальной группы, содержащая много условных слов и выражений. 2 значение – трепать мурку, так же жаргонное выражение, обозначающее шутливое или неодобрительное замечание – говорить лишнее. Существует и известная песня о Мурке, но в данном случае речь идет не о кличке кошки, а о женском имени. Мурка - одна из самых известных дворовых песен. Считается, что песня была написана в 1920-х в Одессе написано говорят Оскором Страком в 1923 году..Первоначально в героиню песни звали Люба, в последующих вариантах – Маша. Позднее песня стала известна в Москве. Именно тогда героиню стали называть Мурка. В 20-е-40-е годы «мурками» называли работников Московского, уголовного розыска (МУР). Существовала даже поговорка - «Урки и мурки играют в жмурки», т. е. одни прячутся, другие ищут. В то же время Мурка - вариант имени Мария, Маша. Таким образом, для преступников имя Мурки стало воплощением гнусности и подлости, которое в их представлении связывалось с коварными «ментами». (Впрочем, вообще имя Мура в среде преступников было очень популярно).

Оставить комментарий

Комментарии: 7
  • #1

    Ольга Непомнящая (Вторник, 16 Июль 2013 18:19)

    Мне нравится, оригинально, много текста можно вставить, удобно читать.

  • #2

    Ольга Непомнящая (Вторник, 16 Июль 2013 18:22)

    Виктория провела интересное исследование значения слова. Молодец, Вика!

  • #3

    Ольга Четвернина (Вторник, 16 Июль 2013 18:36)

    Молодец, Виктория!

  • #4

    Лидия Андреевна (Вторник, 16 Июль 2013 18:45)

    Отличная работа!

  • #5

    Лариса Щудрова (Вторник, 16 Июль 2013 23:04)

    Для пятиклассницы - очень серьёзная работа. Молодец, Виктория!

  • #6

    Елена (Среда, 17 Июль 2013 02:42)

    Работа очень хорошая. Спасибо.

  • #7

    Надежда Есина (Вторник, 29 Октябрь 2013 20:02)

    Замечательные дети!

Жизнь слова «жизнь». Еремкина Екатерина, ученица 5 класса, 2012

Введение В русском языке очень много разных слов. Они имеют разные значения, по-разному произносятся, по-разному используются, изменяются. В сборниках тезисов научно-практической конференции по русскому языку и литературе учащихся средних классов школ города Перми (Пермь 2008) мне понравилась работа Гладышевой Анастасии из Григорьевской «Жизнь слова «сказка». Мы часто слышим фразы: жизнь человека, жизнь растений , жизнь животных - то есть всё имеет свою жизнь. А как живёт само слово «жизнь»? Нам стало интересно узнать, что такое слово жизнь. Откуда она взялась? Как появилась? Что рассказывает о слове жизни интернет, словари. Мы подумали, что всем тоже будет интересно, что такое слово жизнь. Таким образом, появилась цель – описание бытования слова «жизнь» в разных информационных источниках. Для того, чтобы достичь этой цели, мы должны были решить следующие задачи: • Изучить словарные статьи во всевозможных словарях и обобщить их • Рассмотреть возможность использования слова в фольклоре: в пословицах и поговорках. Слово жизнь живёт в словарях. Словарей очень много. Мы посмотрели словари в школьной библиотеке, дома, интернете. Посмотрев словари мы увидели, что живёт это слово во всех по-разному. В толковом словаре В.Даля. читаем, что обозначает жизнь, сравнивая её с другими словами. Жизнь - жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. В толковом словаре С. И. Ожегов. В этом словаре даётся 6 значений исследуемого слова: 1.Физиологическое существование человека, животного и всего живого. 2.Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существование материи. 3 Время такого существования от его возникновение до конца, а также в какой - нибудь его период 4 Деятельность общества человека в тех или иных её проявлениях. 5 Реальная действительность. 6 Оживление, проявление деятельности, энергии. В толковом словаре В.Зорина предлагается следующий вариант толкования данного слова: ЖИЗНЬ - многозначное понятие, имеющее несколько смыслов. 1) естественнонаучный, биологический 2) метафизический (судьба человека) , 3) историко-культурный, 4) биографический. В общем плане жизнь – особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных Живые системы способны к упорядочению, к созданию порядка из хаоса, а также к эволюции с возникновением новых системно-структурных качеств. Живое вещество Земли, то есть биосфера, вызвала глубочайшие изменения в развитии нашей планеты. Ж. характеризуется как главная ценность в философии. Важнейшее значение для человека имеет смысл жизни, взаимосвязь жизни и смерти, мудрое разрешение противоречий между ними. Таким образом, толковые словари едины в том, что слово «жизнь» многозначное, но основное его значение – физиологическое существование всего живого. Нам стало интересно, что пишут в других, специализированных словарях, и мы посмотрели в Атеистическом словаре М. П. Новикова.- М.: Политиздат. Мы узнали что ЖИЗНЬ трактуется как одна из форм существования материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Некоторые философы-идеалисты выдвинули ряд концепций, считающих Жизнь результатом творческого акта духовного начала, бога. Краткий религиозно-философский словарь В. Василенко В этом словаре даётся следующее определение жизни: ЖИЗНЬ- в общепринятом смысле нечто общее в растениях, животных и людях, активное начало, проявляющееся в обширном многообразии функций. В жизни привлекательны постоянное самообновление, свежесть, красота, кипение энергий, потаенность. Для нее характерны стремление к подъему, бурное движение вперед, изменчивость, дифференциация, способность создавать свои относительно устойчивые формы и разрушать их ради дальнейшего движения. Школьный орфоэпический словарь рассказывает нам о нормах написания и произношения слова ЖИЗНЬ в разных его формах: Жизнь, жизни, мн. Жизни, жизней [жы], [з’н’],нельзя жи[с’т’], жи[с’]. Школьный орфоэпический словарь рассказывает нам о нормах написания и произношения слова ЖИЗНЬ в разных его формах И, наконец, в этимологическом школьном словаре говорится, так произошло слово ЖИЗНЬ : Происходит от глагола жить, далее от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: ст. - слав. живѫ, жити (др.-греч. ζῆν, οἰκεῖν), русск. жить, укр. жити, живу́, белор. жыць, болг. живе́я «живу», сербохорв. жѝвjети, жѝви̑м «живу», словенск. živéti, živȇjem, чешск. žít, žiji, словацк. žiť, žijem, польск. żyć, żyję, в.-луж. žić, žiju. Родственно др. - прусск. giwа «живёт», giwāntei «живой», др.-инд. jī́vati «живет», авест. ǰvaiti (т. е. ǰīvaiti) «живет», лат. vīvō, греч. βίομαι «Я живу», ζῆν «жить». Ср. также лит. gýti «оживать, возрождаться, выздоравливать», латышск. dzît, dzîstu, dziju. На страницах интернета мы нашли еще и другие значения слова ЖИЗНЬ, среди них есть и переносные и устаревшие значения этого слова: 1. форма существования материи, характеризующаяся высокой структурной сложностью, способностью перерабатывать ресурсы внешней среды, развиваться, сопротивляться распаду и самовоспроизводиться ◆ Жизнь зародилась на Земле миллиарды лет назад. ◆ Есть ли жизнь на Марсе? 2. время существования живого организма ◆ Он прожил долгую жизнь. 3. перен. деятельность, совокупность происходящих в обществе событий и их участников. ◆ В коридорах института кипит жизнь. 4. состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения. 5. события, происходящие с чем-либо существующим ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения. 6. совокупность всего сделанного и пережитого человеком ◆ Вся его жизнь прошла перед его глазами. 7. устар. то же, что биография ◆ Жизнь замечательных людей 8. деятельность общества и человека во всей совокупности ее проявлений ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения. 9. реальная действительность во всей совокупности ее проявлений ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения. 10. уклад, способ существования, времяпровождение ◆ Странная мысль занимает меня со вчерашнего дня. Я всё думаю: что мы изображали бы из себя, если бы жизнь человеческая была построена на началах непротивления злу? А. П. Чехов, «Хорошие люди», 1886 г. ◆ Беззаботная жизнь ребёнка. 11. движение, оживление, вызываемые действиями живых существ ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения. 12. перен. энергия, внутренняя бодрость, полнота духовных и нравственных сил ◆ Он был полон жизни. 1. перен. самое дорогое для человека; источник радости, счастья. ◆ В детях наша жизнь! 2. выражение полноты физических и духовных сил, душевного подъема, воодушевления, одухотворенности. Для этого значения не указан пример употребления. ◆Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения. 3. устар. живое существо ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневного общения. Нам показался интересным и опыт объединения всех слов с корнем –жи-, как и в слове «жизнь» Родственные слова Список всех слов с корнем «жи-» • уменьш. - ласк. Формы: животик, животинка • имена собственные: Жихарь?, Жихарка?, Житка?, Живаго? • фамилии: Живитько, Живитченко, Жихарев, Жихарёв • существительные: жизнь, жильё, жилище, житьё, живот, животное, оживление, жизненность, житель, жительница, житуха, живность, жизнеспособность, нежить, пережиток, наживка, приживалец, приживалка, живчик, жилец, животина, животновод, животноводка, живодноводство, живодёр, живодёрка, живодёрня, живодёрство, житуха, житие • прилагательные: живой, живительный, оживлённый, житейский, животный, жизненный, жилой, жилищный, животноводческий, живодёрский, обжитый, нажитый, пережитый, живучий • глаголы: жить, живодёрничать, живодёрствовать, обживать, наживать, переживать, наживлять, переживать, заживать, заживлять, отживать, доживать, вживаться, выживать, выжить, заживать, зажить, изживать, изжить, оживить, оживлять, оживиться, оживляться, оживать • наречия: живо, наживо, заживо, живьём, живительно, оживлённо, жизненно Рассматривая пословицы и поговорки, мы также остановились на тех, в которых слово «жизнь» употреблено в значении физиологическое существование. Мы пословицах решили сравнить слова жизнь и слова живот (как жизнь). жизнь живот • Жизнь изменяется не годами, а трудами. • Жизь любит того, кто любит её. • Жись не камень: на одном месте. • Жизнь прожить - не поле перейти. • Жить да быть – ума копить. • Кокову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь . • Кто жизнью дорожит, тот живёт - не дорожит. • Не красна жизнь днями, а красна делами. • Проживёшь ладно, коли жить будешь складно. • В жизни всё меняется, а ещё и не то случается. • Жизнь дана на добрые дела. • Чем кому-то смерти желать, пожелай себе жизни. • Не на живот, а на смерть. • Разорви тому живот, кто неправильно живёт. • Родится человек на смерть, а умирает на живот. • Гнёт ( или гонит) не на живот, а на смерть. • Купил бы городки, да животы коротки. • И рад бы корольки (те вырядится), да животы коротки. • Нет мне ни смерти, ни живота, ни умереть не дают. • Он из него последние животы выматывает. • Он просветил отцовы животы. Рассмотрев данные пословицы, мы увидели, что слово «жизнь» используется в том случае, когда надо сказать о нормах общественной жизни, а вот слово «живот», являясь устаревшим в этом значении, чаще используется в том случае, когда надо сказать о защите своей земли от врагов. Заключение Рассматривая бытование слова «жизнь» в разных источниках, мы столкнулись с тем, что понимание дается в трех смыслах. В обширном смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. она дана двум царствам природы: животному и растительному; в тесном смысле, она требует произвольного движения и чувств, принадлежа одним животным; в высшем значении как бытие, она относится к душе или к смерти плоти. Мне показалось интересным и сложным работа над выбранной темой, потому что даже ученые еще не до конца определились с этим понятием. Однако, словари содержат вполне определенные значения этого слова, и основываясь на них, можно сказать следующее: 1. Слово жизнь многозначное, употребляется как в нескольких прямых, так и в переносном значении. Существует также и устаревшее значение этого слова. 2. Слово жизнь имеет огромное количество родственных слов, принадлежащих к разным частям речи. 3. Слово жизнь широко и в разных значениях употребляется в разных пословицах и поговорках, что говорит о большой народной любви к данному слову. Литература 1. Толковый словарь В.Даля. 2. Толковый словарь С. И. Ожегов. 3. Толковый словарь В.Зорин. 4. Атеистический словарь М. П. Новикова.- М.: Политиздат.1986г 5. Краткий религиозно-философский словарь В. Василенко.1996г 6. Школьный орфоэпический словарь. 7. Школьный этимологический словарь.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Ольга Непомнящая (Вторник, 16 Июль 2013 18:24)

    Да, жизнь - это главное слово для любого человека. Спасибо за подробное толкование, Катюша.

  • #2

    Лариса Щудрова (Вторник, 16 Июль 2013 23:10)

    Жизнь прекрасна и удивительна. Серьёзная работа. Спасибо!

Одна из миллионов. Солодянкина Анастасия, ученица 6 класса, 2009

Та, о которой я поведу рассказ, не пишет книг и не снимается в кино, не заседает в комитетах и не носит орденов. К ней не приезжают журналисты и не пишут благодарственные письма руководители. Она ничем не примечательный человек – одна из миллионов. Нет. Это не так! Она очень примечательна! Она МОЯ БАБУШКА! И я очень хочу, чтобы о ее нелегкой судьбе узнали все. Моя бабушка, Шилова Валентина Павловна, родилась в 1950 году в большой многодетной семье. Кроме нее было еще 6 братьев и сестер. Ее мама работала кочегаром. Отец же был личностью легендарной - он прошел три войны, служил танкистом на фронтах Великой отечественной войны. В деревне Золотые Григорьевского района жизнь была нелегкой, как и везде. В большой семье всегда чего-то не хватало. Да и горя тоже было немало. В возрасте 25 и 18 лет погибли мамин брат Николай и мамина сестра Елена. Детство было трудным. Не хватало продуктов, денег. Вещи донашивали за старшими, покупали редко. Но детство есть детство! Валентина любила бегать и играть с мальчишками. Но от них ей и доставалось. Раз мальчишки в школе привязали ее длинную косу к парте, а ее как на грех учитель вызвал к доске! Мальчишкам смех – а ей слезы! На следующий же день решительная девчонка обрезала косы! Подросла девушка и стала одеваться по моде. Но денег по-прежнему не хватало. Научилась шить сама. Получалось не хуже, чем в магазине! В 15 лет в 1966 году моя бабушка закончила школу и сразу пошла работать уборщицей в Пермский университет. Учиться она не могла. Отец рано умер, и матери трудно было одной поднимать детей. Вот и пришлось работать и помогать. А через два года она уж и сама стала женой! Вышла замуж за красивого парня, однофамильца, Шилова Николая Ивановича. Дети пошли: в 1971 – сын Дмитрий, в 1973 – Лариса, а в 1977 – дока Светлана. Но счастье снова оказалось недолгим. Рано, в 1980 году, умер муж, оставив ее с тремя маленькими детьми. Трудно одной их было воспитывать. Работала в основном в совхозе «Правда» ночным сторожем на ферме, а днем дома по хозяйству управлялась и детьми занималась. Страшно не любили они садик и все время оттуда сбегали. Сын тоже стал рано матери помогать: с 3 класса летом работал пастухом. Трудная у бабушки судьба. Но она никогда не падала духом, и нас этому учит. Сейчас бабушка живет с нами. Мы ее очень любим!

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Ольга Непомнящая (Вторник, 16 Июль 2013 18:25)

    Как здорово, что бабушка жива. Вы ей помогаете, а она вам. Желаю ей долголетия и здоровья! Берегите бабушку!

  • #2

    Лариса Щудрова (Вторник, 16 Июль 2013 23:13)

    Удивительно тёплый рассказ о чудесном человеке. Здоровья тебе, Настя, и всем твоим родным, особенно бабушке

Тема смерти в Прикамских частушках о Великой Отечественной войне. Трухина Яна, ученица 8 класса, 2010

Введение Частушка - песня деревенских гуляний, неотъемная часть духовной жизни сельской молодежи XX века. Сегодня частушка в основном звучит на гуляньях людей старшего поколения. Чаще всего на свадьбах, на проводинах. Во время тяжелых событий, стараясь поддержать друг друга, люди и сегодня поют песни, молодежь часто исполняет их под гитару. С первых суровых дней Великой отечественной войны песня воевала вместе с нарядом. С ними не расставались на нелегких фронтовых дорогах, с ними трудились в тылу, они помогали ждать, вселяли надежду… Судьба Родины и уверенность в победе над фашистами - одна из центральных тем частушек с первых же дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну. Но в этой веселой, задорной песенке часто мы видим рассказ о смерти солдата. Именно эта тема и стала предметом нашего исследования. Цель - описание приемов отражения темы смерти в прикамских частушках о Великой Отечественной войне. Задачи: 1 изучить литературу о частушках как жанре фольклора. 2 изучить частушки с точки зрения раскрытия темы смерти. 3 классифицировать собранный материал. 4 описать и сделать выводы. Частушка в годы войны. Народное поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны получает невиданный размах. Термин «частушка» не литературного, не книжного ,а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Драматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «коротушка» и т.д. Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и использующиеся полуговорком в характерной звонкой манере.В годы Великой Отечественной войны частушка осознавалась как самая актуальная и современная. Эмоциональное воздействие частушки достигается не только трагизмом самого факта. Точно найденное сравнение придает зрительную конкретность изображаемому, так, например, тоскующий парень, отданный в солдаты, сопоставляется с девушкой, насильно просватанной замуж: Увезли меня в солдаты, Как невесту из ворот. Я запела солдатскую песенку, Заплакал весь народ. Трагическое в песнях, рассказывающих о гибели советских воинов, возвышаются до героического. Ярким примером является песня о попавших в окружение советских бойцах («шестнадцать бойцов»), о гибели Елецкой девушки-пулеметчицы («об Анке Грайтеровой»), а так же песня, рассказывающая о смерти от тяжелых ран моряка Черноморского флота («Я встретил его близ Одессы родной»). Основная идея этих и многих других песен - идея бессмертия героического подвига. Художественные приемы Тема смерти в народной культуре очень развита. Существует много поверий и примет, связанных со смертью. В поэтических текстах мы встречаемся со многими обрядовыми традициями. Многое из этого присутствует и в частушках времен Великой Отечественной война, записанных в Прикамье. I Метафоричное изображение смерти В военных частушках присутствуют образные выражения, метафоры, представляющие образ смерти. «Под серым камешком» - то есть камень на могиле (крест) А так же «серо горе надеват» серо горе - шинель, ожидание смерти. Метафорическая фраза «в сырой земле лежать» означает, что человек мертв (похоронен). «Моя то ягодиночка Лежит в земле сырой» «Горячей кровью облилась, Зелена гимнастерочка» - читаем в следующей частушке и представляем кровавую рану на груди солдата. Обозначает, что солдата ранили или убили (солдатская одежда)А слова «мое сердце бедное» обозначают, что девушка, ждущая солдата, осталась одна (страдает). «отрубила бы головушку» это то же образное выражение. II. Выражение одиночества «Я и баба, я и бык, Я и лошадь я и бык». Женщина осталась одна, и вся работа лежит на ней. Активно используется в частушках прямое указание на одиночество, например «Осталися с тобой Три старенькие деда» Ах, война, ах, война, Что же ты наделала? Сколько девок , сколько баб Сиротами сделала» Сироты здесь – оставшиеся без помощи женщины. Есть и такая частушка: «не германская война жила бы я с миленочком» - то есть на данный момент осталась одна. Как и в частушке «оставила Германия, без милого меня» III. Прямое упоминание смерти. В частушках военного времени активно используется прямое указание на ожидании смерти, например: «Убьют меня» или «зарежусь», говорит молодой парень, уходящий на фронт. Здесь выражается страх перед будущим. У германца на угоре Зеленеет елочка. Там убили, схоронили Моего миленочка плачет девушка. «Убили милого да ненаглядного», «Ягодиночку убили», «милого хорошего убили на войне» вторят ей другие частушки. IV. Отражение обрядовых традиций. В частушках военного времени отражается обрядовая культура, традиции похорон. В частушке Мы с подружкой вместе жили, Одинаки платья шили, - Черные со складками, Осталися солдатками. мы видим указание на то, что традиционной траурной одеждой женщины является черное платье. Потеряв любимых (оставшись солдатками), подружки готовят этот траурный наряд. А в словах частушки: «надел рубашку белую» обыгрывается другой обряд: на покойника надевают чистую белую одежду или белый саван В частушках есть и описание действия с покойником, «положили на машину, повезли тихонечко» - человек умер, везут хоронить. «Заметает пурга- вьюга на миленочке шинель» умершего солдата заметает снегом. Используются и в частушках существительные, указывающие на смерть, например фраза «похоронную не шлют» будто дает надежду, несмотря на то, что человек ушел на войну и не пришел обратно. V. Символика цвета Активно используются в частушках символика цвета «Ой, зеленые вагончики, последний – голубой, не на этом ли вагончике уехал дорогой?» Зеленый и голубой – цвета железнодорожных вагонов, а также цвета земли и неба. Прилагательное серо – постоянный эпитет, представляющий горе, печаль. «серо горе надеват». Заключение Изучая Прикамские частушки, мы увидели, что этот фольклорный жанр использовался нашими земляками как средство освобождения души от тяжелого груза страданий. Выплескивая в частушке свою боль, свои страхи, народ укреплял свою веру в Победу, веру в лучшее будущее. Тема смерти обыгрывается разными способами. Это и метафоричность повествования о смерти, и указания на одиночество, прямое указание на ожидании смерти, отражение обрядовых традиций. Литература 1. Кранцов Н.И.,Лазутин С.Г.Русское устное народное творчество: Учебник для фил. Спец. Ун-тов. – М.:Высш.шк.,1983, 448 с., с ил. 2. А.М.Белавин , И.А. Подюков, А.В. Черных, К.Э. Шумов. Война и песня. Солдатские и военные песни в фольклорной традиции Прикамья. – Пермь, ПГПУ , 2005. – 200с., илл.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Ольга Непомнящая (Вторник, 16 Июль 2013 18:27)

    Спасибо, Яночка, за подробное толкование частушек. Удачи в новых исследованиях!

  • #2

    Лариса Щудрова (Вторник, 16 Июль 2013 23:17)

    Да, велик наш язык. Частушка - душа народа. Спасибо тебе, Яна, за серьёзный труд. Вспомнилось лихолетье. Сложно всё... Спасибо ***«Я и баба, я и бык, Я и лошадь я и бык»*** точнее - последнее слово МУЖИК.

Животные в текстах Прикамских загадок. Узбякова Анастасия, ученица 5 класса, 2010

Введение. Кто из нас не загадывал или не сочинял загадку? С ней мы знакомы с детского сада, но на уроках литературы и литературного краеведения мы снова обращаемся к загадке. Только теперь мы узнаем, что это удивительное явление фольклора. В учебниках нам предлагаются разные варианты определения этого жанра. Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Загадка – один из распространенных видов устного народного творчества. Загадка-Один из любимых жанров фольклора, её определяют как "замысловатый вопрос". Загадка выступает как своего рода тест, пройти который может человек с хорошо развитым образно-ассоциативным мышлением, лишь тот, кто способен найти в метафоре намек, нередко скрывающийся за совершенно нелепым, абсурдным, уводящим в сторону (оттого и «коварным») определением. Читая загадки из книги «Пять пятиканов да дваста бадаста» мы встретили существительные, которые обозначают птиц, животных и рыб. Мне показалось интересным, что животных не только загадывают, а их используют для загадывания. Так определилась цель нашей работы: определение роли существительных, обозначающих животных, в текстах Прикамских загадок. Имена существительные, обозначающие животных, встречаются в любой тематической группе. Чаще всего встречаются животные (36 раз), такие как корова (3 раза), лошадь (3 раза) и много других; много загадок содержат названия птиц (26). Причем называют сочинители как домашних, так и диких животных. Для чего же и почему используются эти животные? I. Часто из домашних животных встречается собака, наверное, потому, что собака - это охрана двора. В загадках собакой называют пчел, «Маленькая собачка не лает, не бьет, а только кусает)», потому что пчелы кусают чужого и охраняют свой дом. Собака - это и замок, который тоже охраняет дом «Сидит на дверях собака, не лает, не кусает, а в дом не пускает», и спичка, которая всегда нужна. «Маленькая собачка, на носу болячка» Лошадь тоже помогала крестьянам, без нее никуда не съездишь, ничего не вспашешь. В Пермских загадках она противопоставлена столу. Потому что у лошади, как и у стола, длинные ноги. «Четырехногая, а не лошадь». Бык в крестьянстве тоже был важен, он тоже использовался в хозяйстве. Быка сравнивают с ухватом, так как есть рога. «Рогат, да не бык, пищу берет, а не сыт». Корова - это раннее солнце «Бурая корова через прясло глядит», кожаный ботинок, потому что из кожи коровы шили обувь «Овца в корове» (шерстяной носок в кожаном ботинке). Овцы в крестьянской семье были очень важны, это для крестьянина одежда и обувь на зиму. Овец всегда в хозяйстве было много, поэтому часто в загадках то, чего много метафорично называют овечками: это пельмени «По липовой дорожке бегут белые овечки», звезды «Один пастух 1000 овец пасет (месяц и звезды), зубы «Белых овец полон хлевец», пальцы «Пятеро овец стог подъедают, пятеро прочь убегают (шерсть прясть)». Из овечьей шерсти вязали теплые вещи, поэтому в загадке овцой называют шерстяной носок «Овца в корове (шерстяной носок в кожаном ботинке)». Барашком называют ребенка «За стеной стоит барашек молодой (ребенок)» Использутся всего по одному разу свинья - это источник сала и жира - и кошка, так как она всегда жила в доме, чтобы гонять мышей. II. Дикие животные, употребляемые в загадках, будто перешли в эти тексты из народных сказок. Лиса, медведь, волк, заяц напоминают сказку «Колобок», мышка также действует в сказке про репку и т.д. Дикие животные называются только те, которые живут в наших лесах. Из диких животных больше тех, которые встречаются в русских народных сказках медведь «на крою полки медведя кулак (солонка)» или «залаяла собачка Павловском, заревел медведь на Дмитриевском, затоптали кони на царском дворе (звонят в колокола, священник начел службу, люди пришли в церковь)». Волк «Летит волчок выдранный бочек (завалочек)», лиса «зеленый хохолок лису из норки поволок (морковь)», мышка «Не мышь, не птица в лесу развевается, на деревьях живет и орешки грызет (белка)». Волка, лошади и зайца противопоставили ослу по внешним признакам «Серый, а не волк; с копытами, а не лошадь; длинноухий, а не заяц». III. Рыбы в текстах загадок практически не встречаются. Исключением является только щука, которую мы встретили в загадке про косу «щука понура хвостом вильнула, леса пали, горы встали (косой траву косят)». IV. Птицы тоже встречаются в загадках довольно часто. Лебедь – всегда красивый его сравнивают с пароходом «плывет лебедь, а не летает (пароход)». Ворон - умный, мудрый мы его встречаем в загадках о помеле «черный ворон в голбец упал». Чаще всего птицы встречаются в загадках о зубах, которые предстают перед нами в образе лебедей, голубок, куриц, гусей-лебедей и воробьев. «Полно подполье гусей-лебедей», «Полно корыто белых лебедей набито», «Возле проруби сидят белые голубки», «В шестке полно белых куриц набито», «В печурке полна стайка воробышков». Гусями называют глаза «гусь кричит на Русь», облака «по синему морю синие гуси плывут». Гуськами называют цепы - приспособление для обмолачивания зерна «летят гуськи, дубовые носки, шейки кожаны». А также гусь и утка противопоставлены материнской груди «не гусь, не утка, на столе не бывал, а всяк его поедал». Гусь и утка - это, обычно, праздничное блюдо на крестьянском столе. Уткой в загадках называют также ковш «утка в море, а хвост в заборе». Заключение. Рассмотрев загадки, собранные в Прикамье, мы увидели, что много неодушевленных предметов представлено в образе животных и птиц. Такой прием – олицетворение – характерен для фольклора. Также существительные, обозначающие животных, используются для создания метафор в случае загадывания другого животного. Поскольку в загадках встречаются только определенные названия животных и птиц, мы можем судить о том, кто окружал крестьянина в его повседневной жизни. Изучать загадки было интересно, так как узнаешь много нового. Литература 1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. ун-тов.-2-е изд., испр. и доп. –М.: высш. шк., 1983, 448 с., с ил. 2. Литература 5 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2002. 3. Пять пятиканов да дваста бодаста: Сборник русских загадок Пермского Прикамья в записях последнего времени /Сост. И.А.Подюков, А.В.Черных, К.Э.Шумов. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2004. 4. Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для V-IV классов средних школ Пермской области / Автор-составитель Д.А.Красноперов. – Пермь: «Книжный мир», 2003.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Ольга Непомнящая (Вторник, 16 Июль 2013 18:29)

    Народ всегда в своих былинах, пословицах, загадках отражал тот мир, в котором жил. Поэтому мы многое знаем о жизни наших предков. Интересная работа. Удачи, Анастасия!

  • #2

    Лариса Щудрова (Вторник, 16 Июль 2013 23:18)

    Удивительная работа. Спасибо, Настя. Новых творческих побед