Афоризмы

Поэзия заключает с языком  брак по любви, а лингвистика - по расчету. (Сергей Федин)


Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю. (Стас Янковский)


Развитие экологического сознания школьников среднего звена средствами художественной литературы

Сегодня стало очевидным то, что для решения сложных проблем требуется комплекс действий. Задачи экологического образования. Отдельный курс экологии, введенный в школе, не может решить поставленные задачи в силу небольшого количества отведенного времени и узких задач. Отношения конкретного человека с природой складываются из комплекса потребностей и ограничений, личных и формируемых обществом. Большинство существующих сегодня образовательных программ решают лишь задачи экологического просвещения, часто оставляя внимание эмоционально-чувственную сферу ребенка. Проникающий в методики зарубежный опыт не основывается на отечественных традициях и не учитывает богатый опыт прошлого. Эко-психологические тренинги трудно реализуются в урочном процессе. Литература как учебный предмет обладает большими, но еще далеко не реализуемыми возможностями воздействовать на процесс формирования отношений учащихся к природе. Экологические проблемы имеют региональные проявления. Создание условий для проявления нравственного отношения к природе не должно происходить в отрыве от нее. С целью формирование у школьников эстетического (художественного) восприятия воды и водных объектов и отношения к ним, нами предпринята попытка создания предметного модуля, созданного на основе существующего пособия авторов Аргуновой М.В., Ермакова Д.С. и др. Междисциплинарный модуль «Экология городских рек». Исходя из данной цели, были поставлены следующие воспитательные и развивающие задачи: - развитие эстетического чувства при нестандартном взгляде на водные объекты; - содействие становлению образных представлений о водных объектах и их окружении; - воплощение этих представлений в различных видах творческой деятельности; - обогащение словарного запаса школьников; - развитие культуры речи, культуры общения, поведения на природе. Данный модуль был реализован в курсе литературы 6 класса (программа под редакцией Т.Ф.Курдюмовой) Проанализировав предлагаемые автором программы для изучения и обсуждения художественные тексты, мы сделали вывод, что среди них нет таких, которые напрямую могли бы решать поставленные нами задачи. Поэтому было решено разработать уроки и фрагменты уроков, на которых, анализируя художественный текст, акцентировать внимание на величии и красоте природных сообществ и явлений, созданных водой, не внося при этом изменений в программу. Модуль состоит из трех блоков: 1 Вода в жизни древних людей. 2 Вода и времена года. 3 Природные сообщества, образованные водой. (Болото) Каждый блок конкретизирован по целям, задачам, содержанию, организации учебно-познавательной деятельности и ее результатам. 1 Блок. Вода в жизни древних людей. Мифы древних славян, древнеиндийский миф о сотворении мира, древнегреческий миф «Посейдон и божества моря», обожествление сил водной стихии, аудиазапись звуков журчащей воды, картины И.Айвазовского «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846 г.), «Черное море» (1881 г.), «Волна» (1889 г.), репродукции художественных фотографий с изображением рек и ручьёв. 2 Блок. Вода и времена года. Фрагмент урока, посвященного анализу стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Цели: а) показать, что снег, являющийся непременным атрибутом русской зимы, вызывающий восхищение поэта, есть не что иное, как привычная вода, красотой которой мы редко любуемся; б) проанализировать художественные приёмы, которые использует автор для создания прекрасной картины зимнего утра. Фрагмент урока по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи», в ходе которого акцентировать внимание на разном состоянии водной глади моря: буря и штиль; на красоту этих природных явлений. Урок «Времена года», посвященный стихам русских поэтов 19 в. о природе, на котором показать, что в характеристике любого времени года мы используем наличие воды, как одну из ярких примет. Экскурсия на реку с целью сбора материала для создания творческой работы о времени года. 3 Природные сообщества, образованные водой. (Болото) Урок по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца», где можно было бы показать, что водой создано и такое природное сообщество, как болото, которое не только приносит пользу, но и, вопреки многим представлениям, является красивейшим природным явлением. Фрагмент урока по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни», на котором будет показано негативное восприятие болота и сделан вывод о зависимости восприятия от душевного состояния человека. В плане предполагалось проведение следующих творческих работ: 1. Свободное иллюстрирование мифов с целью выяснения наибольшего эмоционального воздействия мифа на ученика. 2. Сочинение стихов о родной природе или сочинение «Времена года» с целью применения изученных художественных приемов. 3. Мини-сочинение «На болоте» с целью отслеживания эмоционального воздействия на учеников материала урока. 4. Итоговое сочинение «Вода в жизни человека». Усиление роли литературы в экологическом образовании мы видим и в развитии визуального мышления учащихся. Познание природной среды требует непосредственного чувственного и смыслового восприятия живой картины природы, имеющей целостный характер. Природа изначально дана нам в образном смысловом восприятии и вне его понимание природы лишено настоящей полноты.

Развитие речевой компетентности учащихся средствами краеведческой деятельности


Развитие российского общества на современном этапе ставит перед школой задачу сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, который связан с гуманизацией образования, и выдвигает новые требования к личности выпускника школы, в первую очередь, с позиции социализации и высокого уровня культуры и гражданственности. Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи. Не сделаем открытие, если скажем, что усвоение языка происходит успешнее, если изучение его органически связано с задачами речевого общения, если созданы условия, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования. К таковым условиям можно отнести следующие: - формирование потребности (мотивации в общении, желания поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается человеком ситуация или событие); - обучение школьников различным видам речевой деятельности. Создать такие условия и решить задачу сделать учебный процесс значимым для учащихся, на наш взгляд, вполне способна краеведческая деятельность учащихся, поскольку краеведение позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Краеведение требует интеграции разных наук, дает прекрасные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма. На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – определить организационно-педагогические условия формирования коммуникативных (речеведческих) компетенций на основе краеведческого содержания. Именно поэтому мы занялись проблемой формирования коммуникативной (речевой) компетентности учащихся на основе краеведческого содержания. Мы считаем, что занятие учащихся краеведческой деятельностью в урочное и внеурочное время непосредственно влияет на формирование их коммуникативной (речевой) компетентности, потому что в этом случае учитываются наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности учащихся, а обучение строится на использовании разнообразных современных методов обучения. В данной статье понятие коммуникативной (речевой) компетенции раскрывается как знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуации общения. А для формирования навыков речевого общения определяются как необходимые следующие умения: - умение понять тему и осмыслить логику развития мысли; - умение составить план; - умение извлечь нужную информацию из устного или письменного источника; - умение собрать и систематизировать материал; Для формирования и развития этих умений в своей работе на основе краеведческого содержания мы применяем разные методы обучения, определяя их как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающую усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Одним из ведущих методов является метод личностно ориентированного обучения, при котором учащийся сам определяет - объект деятельности - форму деятельности - форму представления полученной информации Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности или стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям». Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, моделирование беседы с информантом, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению. Активно используются и различные активные формы домашних заданий. В процессе выполнения заданий школьники ведут наблюдения, записывая интересные находки, свое состояние и оценку увиденного, свои чувства. Эти записи помогают учащимся разобраться в своих чувствах, ощущениях, увидеть собственные ошибки в общении с окружающими, проанализировать свои коммуникативные умения, поскольку устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах – восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения. Новыми, но уже хорошо зарекомендовавшими себя и даже ставшими для многих учащихся необходимыми, являются методы, основанные на применении новых информационных технологий.. Овладение этими методами является неотъемлемой составляющей образования учащихся, в том числе и его коммуникативной компетенции. Применение ИТ ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода (урок «Тематическое разнообразие альманаха «Литературная Пермь» №2 – 2004г.) и создание самостоятельного электронного продукта («Наши земляки. Завьялова Л.А. – поэт, библиотекарь, агроном», «В.П.Абатуров – поэт, художник, педагог», «Виртуальный музей детской художественной школы станции Чайковская»). В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются и такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование и т.д. Создание же самостоятельного продукта – работа более сложная, требующая и много технических умений, и разнообразных коммуникативных умений для сбора материала, его систематизации и представления. Она проводится на основе проектно-исследовательского метода. Таким образом, нами проанализировано влияния краеведческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время на формирование их коммуникативной (речевой) компетентности и подтверждена гипотеза необходимости учета наиболее важных с точки зрения учения индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и использования разнообразных современных методов обучения. Определены организационно-педагогические условия формирования коммуникативных (речеведческих) компетенций учащихся на основе краеведческого содержания: формирование потребности и практическое применение разных видов речевой деятельности, и предложены способы их создания. Решены основные задачи. Определено, что коммуникативная (речевая) компетентность – это умения и навыки, необходимые для формирования программ речевого поведения сообразно целям, сферам и ситуациям общения. Определены четыре основных метода деятельности по формированию коммуникативных (речевых) компетенций учащихся школы на основе краеведческого содержания: метод личностно ориентированного обучения, стимулятивно-мотивационный метод, проектно-исследовательский метод и методы, основанные на применении новых информационных технологий. Обобщен опыт использования различных форм деятельности в соответствии с определенными методами. Проанализированы результаты использования каждого метода по формированию коммуникативных (речевых) компетенций учащихся школы на основе краеведческого содержания. Литература. 1. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. В ж. Русский язык в школе, №2, 2004. 2. 2. Введенская Л.А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. Москва, 1989. 3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва, 1999. 4. Кривощекова - Гантман А.С. Географические названия Пермской области. Пермь, 1983. 5. Кружковая работа по русскому языку. (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. Москва, 1979. 6. Лингвистическое краеведение Прикамья: Межвузовский сборник научных трудов. П., 1988 7. Подюков И.А. Лингвистическое краеведение в школе. Учебное пособие. Пермь, 1998.

Топонимический кружок – одно из средств формирования активной гражданской позиции.

Гражданское образование в сегодняшней школе выдвинуто на первый план. И это не случайно. Сегодняшней России нужен именно гражданин, человек, глубоко чувствующий ее проблемы, способный их решать. То есть человек с активной жизненной позицией. Топонимика, а речь пойдет об этом разделе лингвистики, изучает имена собственные, являющиеся географическими названиями. Программа топонимического кружка, разработанная нами, предполагает не только развитие у учащихся языковых навыков, но и формировать именно такую позицию. Топонимы не просто называют место, они хранят историю: - Что, отец, нет в Дуброве дубов? - Сведены. - А на топи Оленей – оленей? - Ушли. - А Глубокий Ручей – где же он? - Пересох - Так зачем же названия эти нужны? - Чтоб когда-нибудь люди здесь снова нашли, то, что мы потеряли, сынок. Шамиль Маннапов. Разговор после возвращения из леса Донести до детей мысль о необходимости бережного отношения ко всему, что нас окружает, сохранения и приумножения того, что имеем, и стало основной задачей, побудивших создать предлагаемую сегодня программу кружка. Программа рассчитана на 68 часов занятий учащихся 7-8 классов и 80 часов экспедиционной деятельности. Работа ведется по трем направлениям: изучение теории ономастики, ознакомление с историей и географией своего края, овладение основным практическим навыкам экспедиционной работы. Дети обучаются работе с научно-популярной литературой, по изученному материалу разрабатывают игровые занятия, которые проводят с младшими школьниками, пробуя сначала свои силы на своих коллегах. Так дети приобретают первоначальные навыки общения с людьми на определенную тему, которые будут необходимы в экспедиционной работе. На занятиях по теории ономастики кружковцы учатся быть внимательными к слову, классифицировать топонимический материал и т.д. Обучение основам экспедиционной деятельности включает в себя правила оформления полевых записей, составление анкет и опросников, оформление топонимических карточек и картотек, правила и особенности общения с людьми разного возраста. Также на этих занятиях проводятся практические работы по сбору материала друг от друга, от своих сверстников, учителей, родственников. Изучая топонимический материал, собирая его, общаясь с людьми разных поколений, дети становятся более активными, познают историю, скрытую в этих названиях, более близко принимают проблемы, существующие в обществе. После каждого полевого выхода идет обсуждение услышанного, часто дети сами начинают искать пути решения увиденных проблем. Это ли не активная позиция гражданина! А кроме этого, общаясь с пожилыми односельчанами, дети зачастую становятся их помощниками, при этом никто не заставляет и не уговаривает их это делать.

Дети блокадного Ленинграда в Прикамье.


Высокое чувство патриотизма начинается, на наш взгляд, с любви к своей семье, своему дому, своему селу. А любовь приходит через понимание других людей, истории. В ходе летней полевой практики 2003 года в одной из детских тетрадей появилась запись о том, что в селе Ленино, а это в 3 км. от станции Чайковская, располагался детский дом для ленинградских детей. С этой короткой записи и начались наши поиски. Поисковая группа из 6 учащихся и 2 руководителей в течение 2-х лет собирала сведения о вышеназванном детском доме, опрашивая местных жителей и изучая документы архивов г. Нытва и Перми, разыскивала воспитанников и сотрудников. По крупицам к весне 2005 года нами была восстановлена картина образования и функционирования детского дома. Записаны рассказы о судьбах некоторых воспитанников. Для детей же само наличие столь тесной связи нашего края с Ленинградом, сопричастность бабушек и дедушек с теми далекими событиями Великой Отечественной войны стало большим открытием. События тех лек как будто приблизились. В ходе поисковой деятельности мы встретились с двумя воспитателями: Бородулиной (Холмогоровой) Надеждой Владимировной и Ерохиным Иваном Григорьевичем (узнали также, что Иван Григорьевич был в числе защитников Ленинграда в годы блокады) - учителем математики Ленинской школы Лутковым Виктором Павловичем, эвакуированной из Ленинграда семьей: Инзельберг Кирой Эдгаровной и ее сыном Владимиром Дмитриевичем. (С двумя детьми в 1941 году Кира Эдгаровна была эвакуирована в село Ленино. О причинах, по которым она не вернулась в Ленинград, говорить не захотела. Вероятно, это как-то связано с ее еврейским происхождением. И, наконец, познакомились с тремя воспитанницами Ленинского детского дома. Богуш(ж) Надежда Андреевна, Малюгина (ныне Новожилова) Тамара Семеновна, Степанова (ныне Гладышева) Валентина Марковна попали на Урал в 1941 году совсем маленькими в числе 10 тысяч воспитанников 78 детских интернатов и 50 детских садов, эвакуированных из блокадного кольца. Тамара Семеновна – в деревню Кукеты Верещагинского района, Валентина Марковна – в деревню близ Березников, а Надежда Андреевна – в Кировскую область. А детский дом объединил их в 1945 году (Богуш Н.А. поступила в него в 1948). Он был создан в июне 1945 года в числе других детских домов для тех ленинградских детей, чьи родители или лица их заменяющие не нашлись, то есть их некуда и не к кому было возвращать после Победы. В Нытвенском районе таких детдомов было 2: в Ленино для школьников и в Симонятах для дошкольников. Нары, набитые соломой матрацы и подушки, 9 воспитателей и 20 человек прочего персонала встретили в Ленино 80 детей. На 1 сентября 1947 года количество детей возросло до 110 человек. Постепенно были выделены земельные участки, строились надворные помещения, появилось подсобное хозяйство. К осени 1945 года, как свидетельствуют документы, «помещения не отремонтированы, кроватями и другим твердым инвентарем полностью не оборудованы. Подсобные помещения, изоляторы, дровяники, скотные дворы, бани не подготовлены. Топливо для детдомов не только не завезено, но и не подготовлено. Кухонной посудой детдома обеспечены не полностью. В 1947 году «дети до сих пор спят по два человека на одной кровати». И даже в 1953 году, за год до закрытия, отмечается, что «в Ленинском детском доме не полностью к норме обеспечены мягким инвентарем и мебелью, соответствующей возрасту детей». Хотя в период открытия детских домов государство взяло на себя ответственность за их содержание и воспитание, о чем говорят многие найденные нами документы. Что касается педагогического состава, то воспитателями становились совсем еще юные девчонки, такие как 18-летняя Надежда Холмогорова (ее комитет комсомола направил работать в этот детский дом против ее воли), или демобилизовавшиеся мужчины, как Ерохин И.Г. За 9 лет существования детского дома сменилось 5 директоров. Еще в документах 1945 года читаем: «Коллектив работников детского дома, в том числе воспитатели, не обеспечивают подлежащего воспитания. Дети не видят теплоты и внимательного отношения ко всем своим нуждам». В 1946 году отмечается «плохая воспитательная работа, нарушение трудовой дисциплины среди воспитателей и дисциплины среди воспитанников». Однако «Дружно жили. Старшие за младшими всегда следили. С деревенскими тоже дружили. Работали на уборке картофеля в колхозе, на сенокосе. Все было хорошо. Фотографии тех лет я всегда с собой везу, куда бы ни ехала. Ведь это мои родные, моя семья», - говорит Богуш Н.А. «Очень хороший директор был И.С.Агафонов. он часто собирал нас всех, и мы вместе меню составляли», -вторит ей Новожилова Т.С. «Все они – мои дети. Некоторые и сейчас пишут, приезжают», - как будто продолжает Бородулина Н.В. По-разному сложились судьбы этих воспитанниц. Богуш Н.А. жила в Перми, уезжала в Абхазию, затем снова вернулась в Пермь. Одна вырастила сына. Умерла в 2005 году. Малюгина Т.С. работала в Ленино, потом уехала в Таганрог, где и живет с мужем и двумя сыновьями. Степанова В.М. была удочерена в Ленино бездетной семьей, с ними уехала в село Григорьевское Нытвенского района, где вышла замуж и вырастила двух дочерей. Но каждая из них говорит, что не получилось у них счастливой семейной жизни. Не сложились их отношения с мужьями. «Жить семьями всем нам, детдомовцам, очень и очень трудно, - делает вывод Надежда Андреевна Богуш, - воспитывались мы не в семье, сильно общительные – это нас и губит».

Культура коми-пермяков в поэме А.Домнина «Сказание о Кудым-Оше»



В современном российском обществе очевиден интерес к этнокультурному наследию, поэтому он достоин вдумчивого осмысления и правильного введения в образовательный процесс. Осуществляя программу правительства о внедрении в образовательный процесс регионального компонента, мы в предметной области филология ведем преподавание литературного краеведения по учебникам Д.А.Красноперова «Родное Прикамье». «При составлении хрестоматии автор ставил перед собой задачу дать школьникам знания по литературному краеведению, включая некоторые вопросы общего краеведения. При этом стремился подобрать такой дидактический материал, который был бы ценным как в познавательном плане, так и в нравственном отношении, и вместе с тем способствовал бы углублению знаний по литературе» . Одной их важнейших воспитательных задач курса мы считаем задачу формирования толерантного отношения школьников к представителям разных этнических групп, поскольку это одна из острейших проблем современного общества. Уважать чужие взгляды, чужую культуру человек сможет лишь тогда, когда будет ее понимать. Для решения этой задачи в хрестоматиях имеется богатый материал. Так в V классе предложены сказки народов Прикамья, в VI классе – народные песни и предания, литературные произведения по мотивам былинных сюжетов и народных сказаний. В процессе изучения этих текстов можно привлечь дополнительный материал для того, чтобы поближе познакомить школьников с нравственными ценностями, особенностями жизни и быта башкир и татар, удмуртов и манси, русских и коми-пермяков, формировать осознание того, насколько тесно связаны и, в то же время, самобытны культуры этих народов. В учебной хрестоматии по литературному краеведению для V-VI классов «Родное Прикамье» (Пермь, 2003) в курсе VI класса представлены несколько текстов, основанных на эпосе коми-пермяков. Это народные предания о Пере-богатыре: «Пера-богатырь и водяной», «Помощь Перы-богатыря русскому войску в борьбе с идолищем» и «Борьба Перы-богатыря против графа Строганова» – и поэма А.М.Домнина «Сказание о Кудым-Оше». Поставив задачу раскрыть в процессе изучения подробности жизни коми-пермяцкого народа, обозначенную автором хрестоматии (стр.162, 220), мы начали поиск форм и средств для привлечения внимания шестиклассников к этому трудному, малопонятному им, историческому материалу. Как известно, при обучении школьников младших классов среднего звена широко применяются игровые технологии. Соединив игру и ИКТ, мы создали интерактивные игры, которые и стали основой проведения уроков по изучению вышеназванных произведений. Остановимся, к примеру, на игре по поэме А.Домнина «Сказание о Кудым-Оше». Игра создана в программе Microsoft Power Point. Состоит она из четырех игровых полей с интерактивными элементами. Каждое поле оживляет фотоиллюстрация из жизни коми-пермяков, найденная нами в энциклопедической литературе. Первое поле предлагает учащимся выбрать тему для продолжения игры: верования, обряды или быт. Перейдя по гиперссылке на поле выбранной темы, учащиеся имеют возможность выбрать № вопроса, гиперссылка которого перемещает на поле с текстом. За определенное время школьники находят ответ на вопрос в тексте поэмы. Правильный ответ всплывает по щелчку. Переходя по гиперссылкам на предыдущие поля, ученики вновь получают возможность выбрать тему дальнейшего разговора. Игровые поля содержат в общей сложности 24 вопроса с ответами-цитатами из текста поэмы А.Домнина. Игровой характер урока позволяет провести более глубокий анализ исторической, этнографической составляющей поэмы. В разделе БЫТ мы узнаем о том, что существовали два древних народа, проживающих на одной территории – сегодняшнее Прикамье: чудь и вогулы. Какую пищу и какие напитки предпочитали, как строили жилища, каковы были предметы одежды, оружие, средства передвижения и т.д. не менее интересным оказывается и раздел ВЕРОВАНИЯ. Как звали богов, как их представляли и изображали, каковы представления о жизни и смерти древние язычники – все это становится объектом обсуждения. Элементы обряда подготовки невесты к свадьбе, выбора невесты, выбора главы племени и др. можно найти и обсудить в ходе игры, выбрав раздел ОБРЯДЫ. Использование компьютерных технологий повышает интерес школьников к изучаемым текстам, делать их более «близкими». Быстрота и легкость смены «картинки» позволяют повысить объем предлагаемой информации. Традиционная форма работы с текстом – вопрос-ответ – становится ненавязчивой, динамичной. А яркие краски, постоянно появляющиеся иллюстрации, которые также могут стать объектом обсуждения на уроке, делает материал более эмоциональным, запоминающимся. Естественное желание ребенка победить в игре стимулирует более внимательное прочтение текста произведения. Таким образом, сочетание традиционных форм обучения с ИКТ помогают решить много задач как обучения, так и воспитания.

Рамки от Sweets Cherry

Детский фольклор в школьном изучении



Фольклор – устное народное творчество. Такое понятие дают учебники литературы, когда учащиеся средней школы начинают изучение фольклора. В сознании учащихся фольклор – это нечто устаревшее, «древнее», неинтересное и уж тем более не современное. Однако уже в 5 классе программой по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (2005) учащимся предлагается понятие «детский фольклор», а в 7 классе речь идет о «современной жизни малых жанров фольклора» и «судьбах школьного фольклора» . Не останавливаясь на ознакомительном этапе изучения литературоведческих понятий, мы считаем правильным более подробное изучение данных явлений фольклора. Анализируя предложенные тексты, школьники делают вывод о том, что все жанры детского фольклора можно разделить на две группы: созданные взрослыми для детей (колыбельные, скороговорки, пестушки…) и созданные самими детьми (считалки, дразнилки…). В 5 классе более детальному изучению подвергаются произведения второй группы, поскольку в этом возрасте по-прежнему ярко проявляется игровая активность ребенка. На уроках рассматриваются характерные персонажи, ритмика, образы считалок, диалектные особенности. Петелька, ниточка, иголочка, Синенька стеколочка, Рыба карась, Ты убирась (запиано уениками села Григорьевское) Нами отмечено, что в последние годы дети практически не пользуются жеребьевки. Скорее всего, это связано с тем, что групповые игры детей, организуемые ими самостоятельно, все реже используются, а если и возникает необходимость, то дети используют прием, усвоенный на уроках физкультуры: расчет на первый-второй. Еще один жанр – жанр дразнилки – вызывает особый интерес детей. Этот жанр является хорошим материалом для формирования у детей доброго, бережного отношения друг к другу даже в тот момент, когда они используют дразнилки. В текстах дразнилок чаще всего мы видим указание на негативные черты характера ребенка, которого дразнят, но нет указания на внешние особенности или недостатки. Мы стараемся объяснить детям, что дразнилки помогают избавиться от недостатков, стать лучше, а внешность, данную при рождении, никто изменить не в силах, поэтому принимать человека нужно таким, какой он есть. - Рева-корова, дай молока! Сколько стоит? - Три пятака! В 7 классе мы более детально рассматриваем произведения, созданные взрослыми для детей. В этом возрасте школьники хорошо понимают и осознают воспитательную и развивающую роль колыбельных, пестушек, потешек, скороговорок, загадок. У многих из детей есть младшие братья и сестры, поэтому они активно используют изученные жанры в быту. В данном классе изучается страшилка, которая сопоставляется с жанром былички, используемом в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг». Школьники активно сочиняют тексты изученных в 5 и 7 классах жанров. Дети постоянно выступают в роли собирателей фольклора: записывают известные им или услышанные от других детей фольклорные произведения изучаемых жанров. Затем учитель предлагает сравнить записанные в разные годы тексты. Главный вывод, который делают дети – образная бедность бытующих сегодня текстов. Еще один вид деятельности школьников – исследование современного фольклора во внеурочный период. Те дети, которые проявили особый интерес к изучаемому материалу, с интересом исследуют собранный одноклассниками и школьниками предыдущих поколений разные жанры современного детского фольклора. Они выступают с результатами своих исследований как перед одноклассниками, так и на конференциях разных уровней. Например, «Загадки страшилок», «Имя в загадках», «Считалка: вчера и сегодня». Таким образом, в сознании школьников формируется иное представление о фольклоре: явлении живом, современном и очень близком. Формируется и иное отношение к фольклорным текстам. Осознавая себя как носителями, так и создателями фольклорных произведений, школьники понимают ценность фольклорного текста, его хрупкость и уязвимость. Изучение детского фольклора помогает развивать творческую фантазию ребенка, являясь стимулом к созданию ими собственных произведений.

Оставить комментарий

Комментарии: 15
  • #1

    Ольга Непомнящая (Вторник, 16 Июль 2013 15:07)

    Оригинально! Очень оживляет блог такая прокрутка текста.

  • #2

    Ольга Четвернина (Вторник, 16 Июль 2013 15:21)

    Интересный материал. Замечательное оформление!

  • #3

    Лидия Лазарева (Вторник, 16 Июль 2013 15:27)

    Прекрасный ресурс! Спасибо!

  • #4

    Тамара (Вторник, 16 Июль 2013 15:46)

    Очень оригинально. Молодец!

  • #5

    Нина Лебедева (Вторник, 16 Июль 2013 15:48)

    Нина, замечательно. материал интересный. Спасибо.

  • #6

    Елена (Вторник, 16 Июль 2013 16:08)

    Нина! Молодец.

  • #7

    Лариса Щудрова (Вторник, 16 Июль 2013 22:42)

    Как интересно всё организовано. Хочется ещё и ещё заходить на сайт и читать этот удивительный материал.

  • #8

    Светлана Дружинина (Четверг, 18 Июль 2013 16:39)

    Нин!а Дмитриевна! Сайт нужный, материал, размещенный здесь, интересен, я думаю, не только филологам

  • #9

    Галина Азанова (Воскресенье, 28 Июль 2013 07:03)

    Нина Дмитриевна! Материал ценный, интересный. С удовольствием прочитала. Не мешало бы всем нашим филологам познакомиться и не только...

  • #10

    Нина (Воскресенье, 28 Июль 2013 07:04)

    Спасибо, дорогие мои, за комментарии!

  • #11

    Светлана Анатольевна (Воскресенье, 28 Июль 2013 15:35)

    Нина Дмитриевна! ВЫ истинный педагог: и во время отпуска- все мысли о школе!

  • #12

    Валентина (Воскресенье, 28 Июль 2013 15:37)

    Классный сундучок для литераторов! А Вы, Нина, замечательный учитель!

  • #13

    Лариса Щудрова (Воскресенье, 28 Июль 2013 21:04)

    Топонимический кружок – одно из средств формирования активной гражданской позиции - понравилась заметка. Мне близка эта тема. Несколько исследований с ребятами провели по топонимике родных мест

  • #14

    Елена Бабина (Суббота, 24 Август 2013 22:11)

    Спасибо за интересный материал. Взяла себе на заметку темы по экологии и краеведению.

  • #15

    Надежда Есина (Вторник, 29 Октябрь 2013 20:05)

    Замечательный материал! Прекрасное оформление! Возьму на заметку! Творческий учитель!!!!!